Если спросить у Вашего ребенка: «Какой у тебя режим дня?», многие ответят: «У меня его нет». Некоторые ответят, что каждый час дня у него распланирован и листок с режимом дня висит над его рабочим столом или над его кроватью. А между тем режим дня имеет каждый ребенок, только у одних он правильный, у других – нет.
Правильно организованный режим дня — одна из основных составляющих здорового образа жизни. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдается отставание в умственном и физическом развитии.
Совсем не обязательно, чтобы режим дня Вашего ребенка минута в минуту укладывался в рамки режима, рекомендованного в какой-то статье или книжке.
Распорядок дня Вашего ребенка строится так, как это удобно и лучше для Вашего ребенка. Важно, чтобы за свой день ребенок успел все, что надо сделать: и не спеша позавтракать, вовремя прийти в школу, и погулять, и сделать уроки, и, конечно, хорошо выспаться, так как недосыпание приводит к быстрому переутомлению, при котором невозможно успешное обучение.
Конечно, самый значимый вопрос «Когда ребенку садится за уроки?». Вопрос этот не простой. Ведь как часто получается, многие школьники после школы долго «раскачиваются»: обед длится часами, плавно перетекая в ужин, при этом ребенок играет в компьютерные игры, смотрит телевизор, разговаривает по телефону. Так же неограниченно бывает и прогулка, которая заканчивается лишь по Вашему требованию. Мозг ребенка к этому моменту утомлен, запоминается все с трудом.
А если такой распорядок у вашего ребенка ежедневно, то изо дня в день увеличивается усталость, ухудшается настроение, а успехов в школе все меньше и меньше. В этой таблице приведены гигиенические нормативы продолжительности основных видов деятельности школьников в сутки (в астрономических часах).
Класс |
Домашнее задание |
Прогулка |
Внеклассные и внешкольные занятия |
Просмотртелепередач |
Ночной сон |
I |
До 1 часа (со II полугодия) |
4 часа |
0,5-1 час |
0,5 часа |
11,0-10,5 часов |
II |
До 1,5 часов |
3,5 часа |
1-2 часа |
1 час |
11,0-10,5 часов |
III |
до 2 часов |
3,5 часа |
1-2 часа |
1,5 часа |
11,0-10,5 часов |
IV |
до 2 часов |
3,5 часа |
1-2 часа |
1,5 часа |
10,5 часов |
V |
до 2,5 часов |
3 часа |
1-2 часа |
1,5 часа |
10,5 часов |
VI |
до 2,5 часов |
2,5 часа |
1-2 часа |
1,5 часа |
10,0 часов |
VII |
до 3 часов |
2,5 часа |
1-3 часа |
2,5 часа |
9,5 часов |
VIII |
до 3 часов |
2,5 часа |
1-3 часа |
2,5 часа |
9,5 часов |
IX |
до 4 часов |
2,5 часа |
1-3 часа |
2,5 часа |
9,0 часов |
Выделите время и вместе с Вашим ребенком критически оцените организацию режима его дня. Вместе с ребенком составьте правильный режим дня, который будет для него удобен. Для этого необходимо помнить, что все основные элементы режима выполнялись строго в одно и то же время.
Для правильной организации режима дня можно воспользоваться примерным распорядком дня школьника, обучающегося в первую и во вторую смену. Составлены эти распорядки с учетом изменения состояния организма в течении дня. Эти распорядки дня можно использовать как ориентир, в какое время лучше садится за уроки, идти гулять, отдыхать.